Юлия Владимировна (yusische) wrote,
Юлия Владимировна
yusische

Categories:

Освободить Иерусалим

О крестовых походах и средневековых блогерах

О Крестовых походах писали и пишут много разного. Хоть и прошли сотни лет, тема до сих пор актуальна - особенно когда начинаются разборки, что и чьё. "Воевали, говорят, так подай им Кемску волость!" Ясно, что европейцы пишут одно, арабы другое, византийские источники третье, а мнение каких-нибудь армян-христиан до нас вообще не дошло. Но есть несколько общих моментов. Один из них - точка сборки.
Первый Крестовый поход начался с речи папы Урбана 2 на соборе в Клермонте, в 1095 году. Шо ж такого надо было сказать, чтобы вся Европа подорвалась и ломанулась бить неверных?
Есть целых пять версий папской речи, и они заметно отличаются между собой. Кому верить?
Разбираемся.
Во-первых, ни одна из версий не была записана во время или сразу после Собора. Самая ранняя создана примерно 5-6 лет спустя. Уже после того, как Первый крестовый поход завершился, выжившие вернулись по домам и сели за мемуары. Сослаться на то, что один писал сразу, а другой по памяти, не выйдет: все писали по памяти.
Во-вторых, ни об одном из авторов доподлинно неизвестно, что он слышал эту речь лично! Хотя минимум двое должны были присутствовать. Но тут фокус в том, что Урбан 2 не просто выступил на соборе, он обратился с речью к народу. А в Клермонт тогда, как во время всякой крупной церковной сходки, стянулась масса людей. Свита, торговцы, да просто любопытные. Ну вы представляете: вышел папа на крыльцо, показать людЯм лицо. То есть в теории слышать мог кто угодно. А на практике... знаем мы, как оно бывает. Слышал, да не понял; понял, да неверно; а тут рядом у кого-то кошелёк срезали, да ещё башка трещит после вчерашнего...
Вспомним ещё об избирательности человеческой памяти, и убедимся, что даже сразу после Сбора вряд ли нашлось две идентичные версии папского выступления. Да достаточно сравнить пару студенческих конспектов одной и той же лекции :) Видали бы вы мои художественные переложения истории Украины и похождений атамана Ивана Сирка, ага :) Видал бы их доцент Киридон, вот бы удивился, бгг.
Что характерно, в практических деталях все версии проповеди совпадают или сходятся. Папа призвал бедных пойти и стать богатыми, обещал отпущение грехов и прощение долгов, защиту земель крестоносцев на время похода, и теде. С экономической мотивацией проблем нет. А вот с идеологической - есть.
В теории, Крестовый поход - изначально война за христианские святыни. Предположительно, в городе Иерусалиме. Что папа говорил об Иерусалиме и христианских святынях?

Фульхерий Шартрский, капеллан, приближённый Балдуина Бульонского, будущего короля Иерусалима, по всей вероятности, на соборе был. Хотя летопись Первого крестового похода он начал писать уже после завершения оного, в Иерусалиме, где впоследствии и умер (!). Его хроники считаются довольно точными и непредвзятыми. Папскую речь он передаёт коротко. Пишет, что папа призвал христиан помочь братьям по вере, защитить христианские земли от нападений неверных, причём конкретно упоминает средиземноморское побережье, земли греков и пролив Геллеспонт. Иерусалим не упоминается вообще.

Существует также довольно смешной анонимный источник под названием Gesta Francorum et aliorum Hierosolymytanorum, в вольном переводе - "Славные деяния Франков". По сути, это тупейший дыбр мелкого рыцаря-крестоносца, оказавшегося вдруг грамотным. Редко, но бывало. Писалось, по-видимому, в процессе похода, а по завершении оного прошло авторедактуру. Датируют первыми годами 12го века. Дыбр полон житейских подробностей и лучей обожания в адрес начальства. Речь папы там передаётся ещё короче: товарища в Клермонте явно не было. Об Иерусалиме ни слова, опять же призыв помочь братьям по вере. Но! Непосредственно перед пересказом папской речи аффтар цитирует Писание, и в цитируемом отрывке упоминается гроб Господен.

И понеслась!

В начале 20х годов 12-го века сразу три аббата берутся "улучшить" Геста Франкорум. Роберт де Монк, Бальдрик Анжуйский и Гвиберт Ножанский. Двое из них даже утверждают, что были в Клермонте и слышали речь папы. Правда, один весьма неубедителен в утверждениях. Бальдрик и сам ходил в крестовый поход, де Монк нет, а с Гвибертом неясно. Словом, очень разные люди, хоть и аббаты.
Но все эти разные люди в своём переложении Геста Франкорум папскую речь расписывают ярко и поэтично. И у всех папа призывает освободить от неверных христианские святыни и священный город Иерусалим.

То есть 25 лет спустя стало актуально писать, что папа призывал идти именно на Иерусалим.
А чо было-то?
В 1054 году произошёл раскол христианской церкви. На две ветви, которые мы называем православной и католической. Хотя, по сути, Рим и Константинополь, перетягивая одеяло главенства в христианской церкви, просто порвали его. Они соперничали с самого момента объявления Константинополя столицей Восточной Римской Империи. Конец немного предсказуем. Расплевались и предали друг друга анафеме.
И тут на Ближнем Востоке возникла новая угроза: радикальные исламисты, турки-сельджуки. Стали набигать на христианские земли, включая Византию, а в 1071 вынесли Иерусалим, и забанили там христианских паломников. В принципе, Иерусалим с конца седьмого века был под мусульманами, но до сельджуков христиан никто особо не щемил. Ну там, за редкими и недолгими исключениями. А тут - полный бан и тотальное выпиливание христиан. И оно бы пойти сельджукам навалять, но из Европы далеко, а византийцам силёнок не хватало, отбиться бы.
И Алексей 1 Комнин, базилевс, византийский император, скрепя сердце, засылает послов к папе римскому. В конце 1080х. Дескать, помоги, брателло, житья не стало от неверных. Папа Урбан сразу понимает открывшуюся перспективу. Во-первых, масштабная война помогла бы решить массу стандартных европейских проблем: рост населения, обнищание, безработица... Во-вторых, это был уникальный шанс сшить порванное одеяло. Отлично, пошлём братьям во Христе военную помощь, святое дело; а когда наши войска будут под Константинополем, можно будет поговорить о том, кто тут тру ортодокс чёрч. Он даже освободил Алексея от отлучения от церкви! Чтобы это не помешало воссоединению двух церковных ветвей. Собственно, Урбан и призывал освобождать от неверных христианские земли и помогать братьям по вере. Поминал он Иерусалим или нет - доподлинно неизвестно. Может, поминал. Но вряд ли в качестве непосредственной цели похода.

Но Урбан слишком долго собирался. За пять-шесть лет переговоров Алексей проблемы с соседями порешал и сам. Там битву выиграл, там нападение отразил, там с союзниками разобрался. Словом, навёл порядок. И тут у него на пороге - голодная и агрессивная толпа европейских крестоносцев. Голодная - в прямом смысле слова. Ведь в первой волне крестоносцев двинулась всякая идейная голытьба, которой не надо было долго собираться. Услышали речь папы - или её пересказ - и решили: "А вірно, хлопці, а діло каже, уррра, вперед, чмо японське!" И ломанулись. Там ещё было два монаха-проповедника во главе. Крестовый поход идеалистов-неудачников. Сельджуки их выпилили чуть менее чем полностью. Кого не выпилили (процентов 10, в основном молодёжь), продали в рабство.
А во второй волне шли хорошо подготовленные и одоспешенные товарищи. Эти не спешили, собирались год. За вожаков у них были прокачанные и титулованные бойцы. И им решительно необходимо было кого-то вынести. Не зря ж доспешились. А поскольку вопрос помощи Византии уже не стоял, крестоносцы (с поддержкой византийцев, кстати, что очень мудро со стороны базилевса) катком прошли по Ближнему Востоку, вынесли несколько городов, в том числе - тадам! - Иерусалим. И основали там государство. Хотя изначально цели были иными.
А задачей средневековых блогеров-аббатов было убедить общественность и потомков, что всё так и было задумано с самого начала. И крестовый поход затевался с высокой целью освобождения христианских святынь.

Первоисточники - они такие первоисточники.
Tags: Иерусалим
Subscribe

  • Гордости пост

    Когда из Иерусалима, к которому подходило войско Аллаха, выгоняли мирных мусульман, - нас, - вслед неслись проклятия. Нас осыпали бранью, и говорили,…

  • Пережить осаду в Иерусалиме

    - Самурай без меча подобен самураю с мечом, только без меча. (Японская народная мудрость) Я хотела рассказать, на что похож вынос на тысячнике. Но…

  • Ещё об ассасинах

    Пост для tannku - Вот меня опять спросили о Беренгаре. Я никогда не видел Беренгара, и не знаю, кто это. Почему, услышав, что я из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments